понедельник, 26 апреля 2010 г.

Мобильный спам продолжается. SMS - лохотроны. Часть 2.





Как известно – все новое - это хорошо
забытое старое.
  Если, молодое поколение, которое из Интернета знает о мошенничествах связанных с мобильными телефонами, то люди постарше с этим почти незнакомы.
    Все начинается с обычной СМС - одной из тех, которые мы получаем в большом
количестве. Главное – отправлена SMS с незнакомого номера: «Я в больнице. Положи денег на номер ХХХХХХХХХХ «билайн». Потом все объясню». Вариантов может быть много: у меня сломался телефон, у меня украли телефон, у меня сломалась «симка». Это очень старый трюк, но до сих пор на него попадаются люди. 
«Мама, у меня украли телефон!»
   Одним из вариантов мошеннического СМС стало сообщение такого содержания.Причем подобные СМС не указывали точной суммы, которую надо перевести на «неизвестный» номер, то здесь цена доверчивости была указана точно: 900 рублей.-У меня даже сомнений не возникло, что это от дочери: она так ко мне и обращается: «мам», - рассказывает женщина (жительница Иркутской области Лидия Владимировна) ставшая жертвой мошенников.- Буквально было написано так: «Мам, у меня украли телефон. Мне не звони, положи срочно
900 р. на билайн 8-962-ХХХХХХХ». Я проверила - ее номер оказался недоступен (скажу весьма странное совпадение, похоже мошенники знали и номер жертвы и её дочери?). Пошла и пополнила на сумму, что просили. Уже потом ездила в офис, и мне объяснили, что деньги ушли к мошенникам и вернуть их нельзя.
 Сообщение Лидии Владимировне пришло с номера 8-962 -ХХХХХХХ. Пострадавшей даже в голову не пришло(сам звоню часто и на разных операторов, но все коды не помню), что номеров с таким def-кодом (первые три цифры после «восьмерки», закрепленные за определенными сотовыми операторами) в Иркутской области нет! Нет в регионе номеров и на «962»: все номера-«ловушки», собранные нами за последние три недели, зарегистрированы у единственного сотового оператора:
 «Вымпел-Коммуникации - Марий Эл». Причем все номера из разряда «блатных», сзапоминающимися окончаниями (это глупость – хороший номер можно выбрать абсолютно бесплатно немного «помучав» продавца одного из крупных магазинов по продаже мобильных телефонов). Естественно, мы попытались получить официальную информацию в ОАО«Вымпелком»: то, что мы называем «Билайном», - бренд, используемый этим мобильным монстром. В компанию направили письменный запрос.
«Многим ангарчанам за последние два месяца поступили SMS: «Я в больнице.Положи денег на 89600928177 (вариант: 89600933141 и др.) Билайн. Позже всеобъясню». Приходит это сообщение с разных номеров: 8987117838, 89877161197 и прочих. Предварительная работа показала, что номера 89600928177, 89600933141, 89600928171 и т.д. зарегистрированы в сети.Убедительно просим руководство компании дать подробное разъяснение для
прессы:
  1. располагает ли компания информацией об указанных номерах как «ловушках»?
  2. обращались ли в компанию правоохранительные органы в связи с использованием указанных номеров? 
  3. известно ли о возбуждении уголовных дел по указанным обстоятельствам на территории республики Марий Эл или в других регионах?
  4. возможно ли технически обналичивание средств, переведенных на указанные номера?
  5. зарегистрированы указанные номера на частных лиц или на юридическихлиц - биллинговые компании?»
(для нас, обычных людей, было бы достаточно того, что бы номера мошенников были просто
заблокированы и сняты с обслуживания сетью мобильного оператора)
  Ну и так далее, во вполне корректном канцелярском тоне официального документа. ( для нас, господа журналисты, если вы уже заметили факты мошенничества, хотелось бы и письма в прокуратуру).Реакция монстра оказалась почти ожидаемой - компания «упала на мороз» и прислала отписку:
«Благодарим Вас за обращение. К сожалению, не совсем понятен Ваш вопрос. Просим Вас описать его более подробно и изложить при повторном обращении к нам по электронной почте questions@nnv.beeline.ru или позвонить в Центр поддержки клиентов по телефону 0611(с мобильного телефона). Будем рады предоставить Вам полную консультацию по данному вопросу.
Желаем всего наилучшего!
Ваш «Билайн».
Затем содержание «писулек» изменилось:
«Благодарим Вас за обращение. К сожалению, текст Вашего письма не отображен. Ваше мнение, как клиента Компании, для нас очень ценно. Просим Вам направить повторное сообщение по электронной почте или позвонить в Центр поддержки клиентов по телефону 0611 (с мобильного телефона). Будем рады ответить на интересующие Вас вопросы.
Желаем всего наилучшего.
Ваш Билайн!»

  После долгих переговоров с офисом по телефону (а на то, чтобы завести клиента в тупик, оператор не жалеет времени) выяснилось, что запросы направлены... не туда! Вместо адреса questions@nnv.beeline.ru, указанном в ответе компании, следовало обращаться на адрес questions@khb.beeline.ru, то есть почему-то в хабаровский офис. Короче, правая рука компании якобы не ведает, что творит левая.
   Пропустим десяток написанных писем, то ли тупым, а может очень хитрым менеджером , а также СМС на мой личный номер о том, что на мои вопросы даны возможные ответы (как и ожидалось, ящик оказался пустым). После еще десятка напоминаний - телефонных и почтовых - на мой электронный ящик пришли одновременно два письма:
«Спасибо, что нашли время написать нам, - говорилось в одном. - Позвольте заметить, что наша Компания активно ведет борьбу с мошенниками. С этой целью создана программа «Мобильная грамотность» - социальная инициатива «Билайн», направленная на противодействие проблеме мошенничества, основанного на услугах сотовой связи. Информация с предостережением о существующей угрозе мошенничества размещена на нашем интернет-сайте: http://safe.beeline.ru.
  Информация касательно правоохранительных органов и регистрации номеров является конфиденциальной.
   По поводу лотереи «Смс удача». Стоимость отправки одного SMS-сообщения
составляет 49,00 руб. с учетом НДС. Организатором данной лотереи является ООО
«Мобильный Диалог». Более подробная информация о лотерее размещена на сайте
1010.beeline.ru в разделе «Правила лотереи».
 Будем рады ответить на интересующие Вас вопросы по электронной почте.
 Желаем всего наилучшего!
Билайн»
   Второе письмо, пришедшее одновременно, гласило:
«Уважаемый Сергей! Благодарим Вас за обращение. Ваше письмо поступило в Центр поддержки клиентов Компании «Билайн». К сожалению, полученное нами письмо не содержит сформулированного вопроса. Вложенные Вами файлы нам не удалось открыть. Предлагаем Вам направить повторное письмо по электронной почте или позвонить в Центр поддержки клиентов по телефонам +7 (495) 974-88-88 или 0611(с мобильного телефона). Будем рады ответить на интересующие Вас вопросы. Желаем всего наилучшего! Билайн».
К слову, вложений и не было: все вопросы были сформулированы предельно четко в тексте письма. Билайновская «дурочка» пошла по кругу…
  Представляете себе: гигантская компания, вступив в переписку с журналистом регионального издания, начинает юлить, как уж на сковородке! Таинственным образом исчезают письма и вложения, сотрудники «не понимают» заданных вопросов… Ответы на них напрашиваются сами собой.
  Поскольку речь идет о федеральных, а не о «коротких» номерах, мошенническую схему организовал сам «Вымпелком»( весьма сомневаюсь, хотя мне не понятно как мошенники узнают, что СМС идет на номер матери, а не допустим на телефон студентки или пенсионера. Пусть это случайное совпадение и мошенники действовали наугад, тогда сколько же должно быть «холостых» отправок). Косвенно это подтверждает еще одна «игрушка» компании:
«КАК УРВАТЬ МИЛЛИОН»…
( Автор статьи явно неравнодушен к «билайну», и почему мошенники выбрали именно этого оператора? Ведь в договорах указаны, какие то данные, и если милиции это неинтересно – как так?!).
 Начать придется с еще одного постскриптума: когда предыдущий номер уже ушел в типографию, а текст публикации – в адрес «Билайна», сотрудники компании, видимо, наконец, осознали, что назойливый клиент не шутит. На мой почтовый ящик пришло сообщение, что называется, «по делу».
«Уважаемый Сергей! Спасибо, что нашли время написать нам. Отвечая на Ваш вопрос, хотим сообщить, что полученная от Вас информация передана в отдел безопасности нашей Компании. Хотим заверить, что работа с указанными номерами будет проведена. Отдел безопасности действует в рамках существующих в Компании процедур и инструкций. Также хотим уточнить, что номера как правило зарегистрированы на физических лиц, которые несут ответственность за мошеннические действия. Возврат денежных средств возможен при расторжении договора услуг связи по письменному заявлению Клиента. Будем рады ответить на интересующие Вас вопросы…» Ну и так далее. Так в двух словах «Вымпелком» раскрыл отлаженную схему. Если один-два клиента покупают сим-карту, а потом по каким-то причинам расторгают договор и забирают поступившие на номер деньги, можно говорить о случайности. Если речь идет о тысячах – а возможно, десятках тысяч номеров – речь идет о системе, к которой, без сомнения, причастны сотрудники самой компании. Или, полагаете вы, марийцы дружными колоннами маршируют в офисы «Билайна» расторгать договоры? Но вернемся, однако, к еще одному «разводу», причастности к которому компания и не скрывает.
  Честно говоря, я полагал, что мой билайновский номер после всей «телеэпопеи» попадет в «черный список» и меня, как особо нудного клиента, перестанут «разводить» на всяческие побочные акции. Тем не менее в процессе переписки по жестким вопросам мне предложили… выиграть миллион! Предложение это приходило всем без исключения абонентам «Билайна», и компания даже породила легенду о том, что ангарский безработный этот самый миллион выиграл.
«Житель Ангарска выиграл миллион рублей в лотерее «SMS удача» от «Билайн» и стал первым обладателем приза в Иркутской области, сообщает пресс-служба иркутского филиала ОАО «ВымпелКом». Геннадий, живущий сейчас на пособие по безработице, в первую очередь раздаст долги и решит проблему с жильем. По его словам, он отправил около трехсот сообщений, прежде чем выиграл миллион», - сообщил один из местных сайтов со ссылкой на «Телеинформ». Простейший подсчет показал, что Гена оторвал от своего пособия как минимум 14 700 рублей - это цена 300 сообщений, за каждое из которых со счета абонента списывается 49 рублей.
«В 2009 г. в лотерее «SMS на миллион» в течение ста дней приняли участие 3 246 000 абонентов «Билайн» или около 6,6% от активной абонентской базы оператора в России. 100 абонентов стали победителями лотереи.
3.246.000 х 49 = 159.054.000 при условии отправки 1-го СМС
159.054.000-100.000.000 = 59.054.000. А Билайну акция понравилась больше всех», - не поленился подсчитать общий масштаб «развода» один из посетителей сайта. Подсчет весьма скромен: отправившие одно СМС вообще не участвуют в восхождении к вершине «пирамиды». А ведь подобная игра проходила еще как минимум в соседней Украине…( не факт).
Я неслучайно упомянул о «черном списке»: ведь вторая часть запроса казалась именно условий лотереи. В приходящем каждому абоненту СМС не было ни слова о том, что за каждое сообщение придется платить. Сотрудники компании сбивчиво объясняли мне: дескать, об этом можно узнать, позвонив по указанному в СМС телефону. Даже телевизионные мошенники - пусть мелкой нечитаемой строчкой внизу экрана, но указывают стоимость сообщений!
  Напомню вторую часть приведенного в прошлом номере билайновского ответа. «По поводу лотереи «Смс удача». Стоимость отправки одного SMS-сообщения составляет 49,00 рублей с учетом НДС. Организатором данной лотереи является ООО «Мобильный Диалог». Более подробная информация о лотерее размещена на сайте 1010.beeline.ru в разделе «Правила лотереи».
Дескать, я не я, лошадь не моя, хотя даже правила я размещаю на собственном сайте. То есть играет с вами очередная «дочка» «Вымпелкома». Дочка оказалась цыганских кровей. Стартовая СМС предлагала:
Владельцу номера хххххххххххх Организатор Лотереи предлагает БЕСПЛАТНО отправить одно СМС на 1010, и выиграть МИЛЛИОН рублей! Инфо 1010. Какой же дурак в России откажется от халявы! Второе сообщение, пришедшее в ответ на мою СМС, гласило:
Срочно! Просим владельца номера ххххххххххх отправить одно СМС на 1010! Ждет официальная информация! (49р.) инфо 1010 (беспл.)
Надо сказать, нудная переписка все же дала толк: пометочка «49р.» в сообщении появилась. Ну а дальше… Дальше я решил побыть лохом - разумеется, по согласованию с редакцией. «Официальная информация» была такова: ОТЛИЧНО! Первый шаг к победе сделан! У тебя 30 баллов! Отправь СМС на 1010 и получишь 40 баллов! ВЫИГРАЙ 1 МЛН!
Дальше мои баллы неуклонно росли, а полтинники с телефона продолжали списываться. Причем - заметьте себе - даже когда номер ушел в глубокий «минус», эсэмэски на 1010 продолжали беспрепятственно отправляться. Лишь приходили сочувственные сообщения системы: дескать, списано столько-то, остальное будет списано позднее. Пожалуйста, пополните счет…
Игра в точности повторяла вокзальный лохотрон с карандашами, наперстками или подобными атрибутами. Возникало впечатление, что шулера с вокзала переместились
в офис «Вымпелкома», а для солидности сменили кожаные курточки и «петушки» на смокинги.
Департамент по выдаче денежных призов просит владельца номера ххххххххх отправить одно СМС на 1010. Это касается миллиона!
Браво! Организатор может вручить тебе миллион! Отправь СМС на 1010, получи 6200 баллов! У Тебя есть 30 минут!
В дальнейшем сроки сокращались до десяти минут: работала классическая схема «создания цейтнота», повсеместно используемая базарными торговцами и «сотрудниками канадской компании». Казалось: вот он, халявный миллион, только руку протяни… Тут выросли и ставки:
Ответь на это сообщение и получи 12400 баллов к финальному розыгрышу 30 млн. рублей! Поторопись! Сегодня мы разыгрываем МИЛЛИОН! Естественно, напоминания о платности услуги, начиная с третьей СМС, вновь исчезли. Организаторы (точнее, классно написанный СМС-робот) поздравляли, радовались вместе со мной, меняли тон с панибратского на официальный и наоборот, увещевали: Мы знаем, что тебе нужны деньги! Отправь одно СМС на 1010! Именно ТЕБЕ дадим премию!
Я, надо сказать, человек - по крайней мере в том, что касается игр, - абсолютно неазартный. К тому же влез в этот лохотрон с прямого разрешения редактора… Пора была заканчивать игру, чтобы не разорить редакцию на… Поскольку сообщения о списании средств приходили вперемешку с заманчивыми предложениями, где-то на отметке в 400 рублей я потерял счет виртуальным расходам. Попробуй остановись, когда: Финансовый документ на 1 млн уже подготовлен! Отправь СМС на 1010, получи 7200 баллов и, возможно, мы впишем ТВОИ данные! Даже когда я отключил надоевшее треньканье телефона, сообщения продолжали
сыпаться на него пачками. Полученное на исходе дня 10 апреля требовало: Сейчас же отправьте СМС на 1010! Вы не поверите своим глазам, когда получите сообщение от организатора акции! Поздравляем! Чтобы поставить в исследовании точку, я подчинился.
Спасибо за участие в акции, - гласил ответ…На этом игра не закончилась. Меня добивают заманчивыми предложениями до сих пор. Кстати, среди них было и: «Вам повезло! Отправьте СМС на 1010! С уважением, Билайн». Компания подписалась под розыгрышем, от которого только что письменно открестилась.
   Что в итоге? Редакции, как и было оговорено, мое исследование обошлось без малого в 400 рублей. Мое - немолодого человека с опытом и иллюзией, что уж меня-то, жизнью битого, на мякине не проведешь. Но мякина, разработанная цыганскими учеными, как вы уже убедились, - сладка, как русская халява. Многие читатели, полагаю, почувствовали это и на собственных кошельках. Что уж говорить о детях - а мобильники нынче носят с детского сада… Не напрасно
«Билайн» - или часть этой пирамиды по имени «Мобильный Диалог» - позволяет играть с собой в долг, при пустом балансе телефона. Тоже, кстати, прием, позаимствованный у шулеров. А какой человек не мечтает завтра стать миллионером! (можно попытаться судиться, так как дети не могут быть вовлечены в подобные лотореи).
ПОСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
   Математически исследовать «стимулирующую лотерею» не будем. Всё, полагаю, и так ясно: речь идет о банальной финансовой пирамиде. Причем назойливо-адресной: тому, кто хотя бы раз послал СМС на «1010», предложения будут приходить бесконечно. «Мы хотим ТЕБЕ перечислить на счет 1 млн. и 30 млн. рублей! Именно сейчас Мы даем Тебе 5200 баллов! Отправь СМС на 1010!» - один из более чем 30 вариантов профессионально написанных «разводок». Даже если «отписаться» от акции – это можно сделать, бесплатно отправив СМС на номер 3003 – в начале следующего месяца тебя атакуют вновь…
   Что касается мошеннических атак – с помощью читателей, сообщивших нам номера, по которым их пытались «развести», удалось отследить две отлаженные системы. Номера БВК атакуются из сети "Нижегородской Сотовой Связи" в
Чувашии (но не только), адресат - все те же «Вымпел-Коммуникации» Марий Эл.
Номера МТС атакуют через «Мобильные Телесистемы» Смоленской области, получатель
– смоленский «Вымпелком». То есть весь денежный поток так или иначе
перекачивается через «Билайн». Однако и компания, и сами мошенники для закона практически неуязвимы. - СМС-рассылки с просьбой о помощи являются одной из разновидностей «фродерства» наряду с такими способами обмана доверчивых пользователей мобильной связи как реклама нахождения человека по телефонному номеру, чтение чужих СМС, участие в телевикторинах с легкими заданиями, выигрыш в лотерею, звонок лжесотрудника технической поддержки оператора связи и ряда других, - пояснили мне в одном серьезном силовом ведомстве. - Во всех перечисленных ситуациях формально хищения нет, даже не факта мошенничества. По сути, пострадавшее лицо добровольно расстается с деньгами или же само называет секретный код карты (как в случае, например, со звонком лжесотрудника техподдержки – помните, оператор обычно звонит с особого короткого номера). Но, вместе с тем, действия мошенников можно квалифицировать как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. За это по статье 165 УК РФ им грозит уголовная ответственность с выплатой штрафа либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет. Сюда же можно отнести и 159 статью УК РФ «мошенничество». Но расследование и доведение до суда такого рода преступлений сопряжено с рядом трудностей, связанных с несущественностью величины ущерба для пострадавшего и территориальной удаленностью фродера. Технические возможности для установления авторов подобных СМС у правоохранительных органов имеются, но процесс доказывания вины конкретного человека в рассылке может быть настолько сложным, что его доведение до логического конца возможно только если действия
сопряжены с тяжкими или общественно-резонансными преступлениями.( согласен преступление не тяжкое, но весьма массовое).
  То есть, проще говоря, технически нереально собрать все мелкие эпизоды в одно большое уголовное дело ( уверен и милиция этим желанием особо не горит).
  По словам моих собеседников, в странах, где фродерство достигло критических масштабов, принимаются законы, запрещающие мобильный спам. В России же противостоять жульничеству можно только одним способом – не ввязываться ни в какие СМС-авантюры.
   Кстати, выяснилась и еще одна любопытная деталь: возврат в случае расторжения договора – не единственный способ, которым можно снять деньги, поступившие на мобильный. Тут «Билайн» снова лжет. Легким движением руки средства со счета можно превратить в интернет
–деньги «Webmoney» и в конечном счете обналичить.
В общем, будьте бдительны к звонкам и сообщениям с неизвестных номеров. Если у Вас под рукой Интернет, проверить, def-код – местный или нет, легче всего через сайт www.mtt.ru.
          P.S. Автор блога не является автором данной статьи. Данная статья была найдена в Интернете без указания  авторства. По тексту видно – автор журналист, некий Сергей, но не известно название его редакции. Прошу автора указать адрес оригинальной статьи, что бы установить ссылку на неё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий